Окружающий мир + Английский язык + Математика + ИЗО.
- учить применять знания о природе в новой ситуации;
- обобщить знания, полученные на уроках окружающего мира;
- закрепить вычислительные умения и навыки.
Развивающие задачи:
развивать мышление, диалоговую речь учащихся, обогащать словарный запас;
- развивать познавательную активность детей;
- развивать умение детей работать в разновозрастных группах (коммуникативные умения).
Воспитательные задачи:
- воспитывать экологическую культуру школьников, любовь и бережное отношение к природе;
- воспитывать уважение и товарищеское отношение друг к другу.
Оборудование:
- таблицы о защите природы;
- иллюстрации о природе;
- карточки с заданиями;
- "письмо Совы";
- жетоны с изображением листьев;
- плакат "Дерево настроения";
- фотографии птиц.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Формирование разновозрастных групп, в которых есть дети каждого класса (1 - 4).
Работа с "Деревом настроения": дети прикрепляют листики на дерево, изображенное на плакате, в зависимости от настроения, с каким они пришли на занятие.
Красный лист - плохое настроение.
Желтый лист - так себе.
Зеленый лист - хорошее.
II. Актуализация знаний.
Чтение и иллюстрирование стихотворения.
Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно "Почему?" меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое - пчелой забралось на цветок,
А третье - лягушкою скок в ручеек.
"Что?" мышкой шныряет под листьями в норах,
"Кто?" ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит "Отчего?" на зелёном листке,
"Куда?" полетело верхом на жуке,
"Зачем?" вслед за ящеркой влезло на пень...
Вопрос за вопросом, и так - целый день.
Пойдемте-ка, в лес по тропинке гулять,
И будем все вместе ответы искать!
III. Сообщение темы занятия.
- Чтобы ответить на все эти и другие вопросы, мы должны с вами многое узнать. Поэтому наше занятие сегодня будет проходить под девизом:
Знанье - великая сила, знаньями умей дорожить,
Знай, что без знаний хороших, трудно на свете прожить!
- Согласитесь со мной, что без знаний мы не сможем жить в нашем мире. Сегодня мы с вами будем применять все полученные знания на уроках математики, окружающего мира и даже английского языка в новой ситуации.
- Тема нашего занятия "Экологическая безопасность". Вы узнаете, как мы связаны с окружающей средой. А еще мы будем решать задачи, которые помогут вам понять, как нужно относиться к природе.
- У нас образовалось три группы - три команды. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон с изображением листочков, что будет обозначать один балл. Ответы будут учитываться как групповые, так и индивидуальные. В конце нашего занятия мы подсчитаем количество набранных вами жетонов в каждой группе и выявим команду победителей.
IV. Знакомство с новыми понятиями.
- Поднимите руку, кто когда-нибудь слышал слово "экология"?
_ А кто может объяснить, что оно обозначает?
ЭКОЛОГИЯ - это наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания или окружающей среде.
Сообщение ученика 4 класса.
Слово ЭКОЛОГИЯ образовано от двух слов: "экос" по-гречески значит "дом", "логос" - "учение, наука". ЭКОЛОГИЯ -ЭТО НАУКА О НАШЕМ ОБЩЕМ ДОМЕ.
Этот термин был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем. Но только со второй половины XX века человечество всерьёз приступило к изучению этой проблемы. Экология изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду.
V. Экологический рассказ.
- Мы выяснили, что такое экология, а сейчас послушайте небольшой рассказ.
Воскресенье в лесу.
Целую неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктаит, взяли компас и даже магнитофон.
С весёлой громкой музыкой мы вошли в лес и громко кричали, что мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорожка привела нас к берёзовой роще. По пути попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал с корнем. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками и топтали ногами.
Быстро наломали веток, разложили костёр. Заварили чай, поели и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые пакеты. Горящие угли, оставленного костра, подмигивали нам на прощание.
В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали в руках тёплые яички и положили обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать бросила его, мы взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час пришёл поезд, и мы поехали домой. Весело прошёл день!
Беседа по-прочитанному и обобщение.
- Правильно ли вели себя дети в лесу?
- Перечислите ошибки, которые они допустили.
- В лесу нельзя включать громкую музыку - она распугивает птиц и зверей. Муравьишка предлагает при входе в лес поставить вот такой знак.

- Как вы считаете, для чего? Что он может обозначать? ЗДЕСЬ В ЛЕСУ ЦАРИТ ПРОХЛАДА, ЗДЕСЬ КРИЧАТЬ, ШУМЕТЬ НЕ НАДО!
- Нельзя вырывать грибы, сбивать даже несъедобные тоже не следует, потому что разрушается грибница. А еще потому, что такие грибы могут быть лекарством для зверей.
- Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду разводить костры ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
- Банки, полиэтиленовые пакеты очень долго разлагаются в природе, поэтому их нельзя выбрасывать в лесу.
- Костер после приготовления следует забросать землёй или залить водой.
- Нельзя трогать руками яйца птиц, т.к. птица может больше не сесть на них.
- Нельзя уносить из леса здоровых детёнышей зверей и птиц.
- Луговые и лесные цветы рвать не следует - жизнь оборванных растений недолговечна.
Чтение стихотворения учащимся 4 класса.
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.
VI. Работа в разновозрастных группах. Письмо из леса.
Раздается стук в дверь.
- Ребята, нам от Мудрой совы пришло письмо. Давайте прочитаем, что она пишет.
Учитель открывает конверт. Письмо на английском языке.
- Вот так дела! Ребята, а ведь я не знаю английского языка. Может быть вы мне поможете и сумеете прочесть, что здесь написано? Я думаю, что здесь вам как раз и пригодится знание английского языка.
Дети работают в группах, переводят текст письма:
A man sawed a tree.
We are bad. The fox, the wolf, the mouse, the sguirrel, the pig, the birds are hungry.
Help us.
Далее в работу включается преподаватель английского языка.
- Ребята, всё ли вам понятно?
- Все ли слова в письме вам знакомы и вы можете их перевести?
- Где можно их найти? (В словарике).
Учитель даёт детям перевод незнакомых слов.
А man - человек
Sawed - спилил
The bids - птицы
Fre hungry - голодают
Hejpus - помогите нам
Wojf - волк
Are bad - плохо
Затем учащиеся в группах составляют текст письма и прочитывают его вслух. Учитель английского языка оценивает работу групп. Определяет у какой группы получился более удачный перевод текста.
VII. Экологичеcкие цепочки.
- О чем вас просит Сова?
- А как мы им можем помочь?
Посмотрите на таблицу, сколько лет нужно, чтобы вырасти взрослому дереву?

- Почему из-за гибели дерева голодает так много животных?
Работа с таблицей по установлению экологических связей.


Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем -
Крылья сложили назад.
IX. Экологические задачи.
Устный счет.
А если каждый сорвет по 10 цветов? Как вы считаете, это много или мало будет сорвано? Так вот и подумайте прежде, чем делать это.
Задача.
Клен в год выделяет 2 кг кислорода, а вяз - в 7 раз больше, чем клен. Сколько кг кислорода выделяют в год клен и вяз вместе?
2 х 7 = 14 (кг)
14 + 2 = 16 (кг)
На семью из трёх человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на семью из 5 человек?
51 : 3 = 17 (кг)
17 х 5 = 85 (кг)
1. Решение задачи.
Каждая сломанная ветка - это маленькая рана, нанесённая природе. Маша перевязала больные веточки на деревьях. На одном дереве она перевязала 6 веточек, а на другом - 7 веточек. Две веточки не прижились. Сколько всего веточек на деревьях вылечила Маша?
6 + 7 = 13 (вет.)
13 - 2 = 11 (вет.)
Решите примеры, расположите буквы соответственно ответам в таблицу и прочитайте выражение.
17 - 17 = С 20 =17 = Л
4 х 3 = Е 56 : 8 = З
20 + 30 = И
7 | 82 | 65 | 82 | 50 | 12 | 0 | 50 | 37 | 65 | |
З | Н | А | Н | И | Е | - | С | И | Л | А |
Проверка решения примеров, оценивание.
- И так, вы уже убедились в том, что без знаний нам никак нельзя.
- А сейчас мы проверим ваши знания о растениях и животных.
Задание: Узнайте растение и животное по описанию. Назовите его и найдите на рисунке. А правильно ли вы это сделаете, нам поможет узнать ЭЛЕКТРОВИКТОРИНА.

- Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок - над поляной послышится тихий серебряный перезвон. (Колокольчики).
- Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков - красная ягода. Но не бери её в рот - она ядовита. (Ландыши).
- Это один из самых ранних цветков в нашем лесу. Он появляется тогда, когда кое-где еще лежит снег, когда ветрено и холодно. И как будто дрожит цветок на ветру. (Ветреница дубравная).
- Бежала-бежала красавица и обронила башмачок, красивый, золотой, с красновато-коричневыми ленточками, и превратился он в прекрасный цветок. (Венерин башмачок).
- Эти звери в нашей стране находились на грани исчезновения. Для их разведения был создан питомник. Сейчас в заповеднике живёт большое стадо. Некоторых животных переселяют в другие районы нашей страны (Зубр).
- Этот зверь в далёком прошлом обитал на территории нашей страны, но потом исчез. Он сохранился в Северной Америке. И сейчас ученые решили снова поселить его у нас, на острове Врангеля. (Овцебык).
- Эта редкая птица - небольшой гусь. От других гусей отличается короткой шеей, быстрыми движениями и яркой окраской. Она очень хорошо плавает и ныряет. Место ее обитания - тундра.
- Это крупная красивая и хищная птица. Летает очень быстро и стремительно. Гнездится в тундре на кочках среди моховых болот, обязательно на открытом пространстве, необходимом для охоты. (Сокол-сапсан).
- Как они связаны с темой нашего урока?
Все они занесены в Красную книгу и находятся под охраной государства. Их нельзя уничтожать, потому что на Земле их осталось очень мало.
Охраняется Красной книгой
Столько разных животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы!
1. Из-за чего на Земле становится меньше лесов?
к). из-за пожаров и стихийных бедствий;
о). из-за изменения климата на Земле;
п). из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.
2. Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?
а). прозрачные;
я). чистые;
б). бесцветные.
3. Отчего загрязняется вода в реках и озёрах?
н). от использования воды в быту;
м). от использования воды в производстве;
т). от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.
4. Что люди делают для спасения природы?
ъ). создают бульвары и скверы;
ь). Создают заповедники, заказники, ботанические сады;
ы). создают фермы, пасеки и птицефермы.
Выпишите буквы, которые вы выделили в тесте в клеточки и прочтите слово, которое у вас получилось.
П | Я | Т | Ь |
Проверка выполнения групповой работы. Оценивание.
XII. Творческая работа.
В конце нашего большого занятия мы проведем конкурс плакатов. Я предлагаю вам нарисовать плакат о защите природы.
Самостоятельная работа учащихся.
Организуется выставка выполненных работ.
XIII. Итог занятия. Подсчет баллов. Рефлексия.
- Ребята, давайте прочитаем девиз нашего занятия снова.
- Объясните, почему знания так важны в жизни, почему без них нельзя прожить?
- А еще о чем же шла речь на нашем занятии?
- Какую помощь природе можете оказать вы?
Чтение стихотворения учеником 4 класса.
Давайте, ребята, везде, где живём,
Деревья посадим, сады разведём!
Нас много, ребята, пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада посадит сейчас.
Проводится работа с "Деревом настроения". Дети снова прикрепляют на дерево листья соответственно своему настроению в конце занятия и сравнивают их.