Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 10:40

Персональный сайт учителя начальных классов Крышковец Людмилы Павловны

Меню сайта
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Конспекты уроков и внеклассных мероприятий

Главная » 2011 » Апрель » 20 » Разновозрастное обучение младших школьников в малочисленной сельской школе.
17:32
Разновозрастное обучение младших школьников в малочисленной сельской школе.
 "Под разновозрастным обучением мы понимаем организацию совместной учебной деятельности детей разного возраста, направленную на решение как общих, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач."
                                                                                                                                     Л.В.Байбородова.

    При организации обучения я учитываю те проблемы, которые выявлены в процессе изучения состояния педагогического процесса сельских малочисленных школ: низкий уровень самостоятельности, коммуникативности, неумение быстро адаптироваться в новых  условиях и т.п. Кроме этого, на организацию учебного процесса влияют удаленность от культурных центров, замкнутость, автономность, территориальная и духовная отгороженность.
    Для уроков в таком малочисленном классе свойственны камерность, меньшая заорганизованность, здесь легче решаются проблемы дисциплины. Однако мотивация учения, познавательные интересы наших школьников, развиты значительно слабее, чем городских; успеваемость и качество образования тоже чаще всего уступают городским учащимся. Объясняется это многими причинами:
  • отсутствие соревновательности на уроках и в целом в учебе учащихся одного класса, ограниченное число ориентиров для сравнения и оценки собственных реальных успехов в учебной деятельности;
  • ограниченный круг общения детей, что препятствует развитию коммуникативных умений, способности быстро реагировать на события в новой ситуации;
  • ограниченные возможности для выбора предметов, занятий, педагогов, видов досуговой деятельности, общения;
  • психологическая незащищенность ребенка, постоянное давление на ученика, ожидание учеником того, что его обязательно спросят;
  • однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия.

Функции разновозрастного обучения.

1. Функция психологической защиты ребенка.

    По данным исследования, ученик малочисленной сельской школы чувствует себя комфортнее на занятии, где объединяются несколько классов. На таком занятии у школьников возникают дополнительные возможности утвердиться, получить призвание, особенно, если ученик оказывается в позиции старшего, выполняет некоторые педагогические функции.

2. Функция социальной поддержки.

    На разновозрастном занятии разнообразнее и динамичнее связи между учащимися, что требует от ребенка постоянного изменения своего ролевого участия, большей гибкости во взаимоотношениях, способствует обогащению его коммуникативного и в целом социального опыта.

3. Компенсаторная функция.

   Старшим в классе предоставляется возможность выполнять роль взрослого, брать на себя ответственность. Особенно важно включать школьников в систему отношений, где они приобретают опыт поведения взрослого человека, принимающего самостоятельные и ответственные решения. На разновозрастном занятии старшим предоставляются дополнительные возможности выступать в этом качестве, консультировать, помогать педагогу, руководителю группы.
    Так, например, в ноябре на одном из уроков окружающего мира в 3 классе по теме "Разнообразие растений" учащиеся 4 класса выполняли роль учителя при объяснении роли растений для человека на Земле, опираясь на жизненный опыт третьеклассников, консультировали младших по вопросу особенностей каждого вида растений, обучали их правилам охраны растений. Такой вид деятельности я использую довольно часто и не только на разновозрастных занятиях.
   При организации совместной деятельности происходит взаимообогащение школьников разного возраста. Мои наблюдения и выводы показывают, что срабатываемость школьников разного возраста выше, а конфликтность ниже, чем в группах одновозрастного состава.

4. Важнейшая педагогическая функция разновозрастного занятия - стимулирующая.

 Благодаря совместной деятельности детей разных возрастов  актуализируются  и проявляются индивидуальные качества, которые в условиях класса остались бы незамеченными: активность, ответственность, инициативность, заботливость. Так, учащиеся 4 класса стараются до урока проверить готовность младших товарищей к уроку, часто проверяют выполнение домашнего задания, контролируют дежурство в классе.

                                                                       

Принципы организации занятий в разновозрастных группах.

1. Принцип интеграции и дифференциации задач, содержания, средств обучения учащихся разного возраста.

    Реализуя принцип интеграции и дифференциации задач, содержания, средств обучения учащихся разного возраста, я, как учитель, осуществляю следующие действия:
  • определяю общие для всех классов задачи, которые становятся основой объединения детей разного возраста, и конкретизирую задачи для каждой возрастной группы;
  • с учетом общих задач отбираю в содержании материала те знания и учебные действия, которые доступны всем детям, могут осваиваться одновременно учащимися всех возрастных групп;
  • подбираю соответствующие общему содержанию способы учебной работы учащихся разного возраста;
  • с учетом задач выделяю, с одной стороны, те вопросы в изучаемом материале, которые непосильны для младших, но должны быть усвоены старшими, с другой - необходимые для изучения или закрепления младшими и уже непривлекательные для старших;
  • отбираю групповые и индивидуальные формы занятий для каждого класса, учитывая специфику содержания учебного материала.

Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 2239 | Добавил: pomor | Рейтинг: 1.0/1
Поиск
Календарь
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz
Яндекс.Метрика